новости

Офисный рынок становится более гибким

Управляющие компании и девелоперы в России предлагают все больше новых решений для бизнеса – речь уже не только о снижении арендной ставки за первый год, но и о рассрочке для малого бизнеса, скидках для компаний, чьи сотрудники «релоцировались» в другие страны или работают дистанционно. По сути, рынок сейчас развивается за счет инструментов удержания клиента – считают в сети гибких офисных пространств Deworkacy.
По данным исследования агентства MCA, в настоящее время наблюдается тренд на создание новых инструментов удержания клиентов со стороны девелоперов и управляющих компаний. Проведенный опрос показал, что арендаторам предлагают возможность оплаты аренды за переходные месяцы в рассрочку. Это позволяет многим сохранить площади и количество рабочих мест, сокращая расходы на операционную деятельность. Некоторые управляющие компании начали оказывать помощь в реализации невостребованных площадей, которые появились в ситуации сокращения штата, предлагать скидки компаниям, чьи сотрудники временно работают в других странах.
«Мы хотим, чтобы наши клиенты преодолели период адаптации к новым условиям. Исходим из того с чем столкнулись российские компании – вынужденное сокращение площадей, сотрудников, переход к гибридному формату работы офисов и представительств. Для кого-то мы предлагаем отсрочку ежегодной индексации, а для кого-то рассрочку за сложные месяцы – это дает возможность и нам, и нашим клиентам продолжать работать с меньшими потерями, строить планы на будущее. Мы анализируем проблемы той или иной отрасли, чтобы предложить наиболее актуальные решения».Микаэл Бадалян, соучредитель сети офисных пространств Deworkacy.
Коммерческие арендные каникулы внутри срока договора – один из самых часто используемых инструментов. Он помогает продавать новую недвижимость и проводить сделки с большими объектами, рассчитанными на 500 и более сотрудников. Условия и сроки аренды тоже изменились – горизонт планирования бизнеса сократился, поэтому договор заключается на 1 год не больше. Долгосрочные договоры стали большой редкостью, доступной сейчас в основном госкомпаниям. Поэтому ключевой тренд на рынке коммерческой недвижимости прошлого года остается – госсектор является основным крупным заказчиком. Важно отметить и то, что крупные игроки рынка не снижают стоимость аренды и не идут на уступки международным кредиторам, которые вынуждены были уйти из России из-за санкций.
Наталья Никитина, партнер Commonwealth Partnership: «Очевидного снижения или дисконтирования ставок для текущих клиентов нет, а для арендаторов, которые вышли из договоров аренды применяются огромные штрафы – начиная с 70% от оставшейся суммы договора. Но мы видим, что многие девелоперы стали лояльнее к новым клиентам и предлагают коммерческие арендные каникулы, это стало нормой для рынка, особенно для гибких офисов».
Инструменты удержания клиентов стали не просто важной частью стратегии развития для девелоперов, а антикризисным решением для бизнеса, особенно для креативных индустрий, стартапов. Опрос экспертов показал, что глубина погружения собственников недвижимости в специфику бизнеса арендатора будет расти, девелоперы и управляющие компании станут оценивать перспективы стартапов и среднего бизнеса, предлагая рассрочку платежей, предоставляя отложенный платеж половины стоимости ежемесячной аренды и другие новые опции и финансовые инструменты. Эксперты считают, что рынок коммерческой недвижимости сейчас стал более лояльным к бизнесу и ищет возможности для роста через повышение доступности к премиальным объектам и классу A и B для CМБ. Это прослеживается в сегменте гибких офисных пространств.
«В каждом договоре с арендатором мы используем индивидуальный подход к ценообразованию, который «максимально снимает головную боль» всем участникам сделки при заезде в сервисный офис. Мы стали использовать такой гибкий подход не только в части скидок, но и в части их индексации, отсрочки платежей, дисконты на первые месяцы пользования офисом. Если ранее мы предлагали полный пакет сервисов, то сейчас наш подход направлен на персонализацию» Иван Гуськов, генеральный директор Apollax Space.
Опрос экспертов и арендаторов показал, что сейчас рынок офисной недвижимости нашел баланс между запретительными мерами и проявлением лояльности к новым клиентам, особенно СМБ в сегменте гибких пространств. Сам по себе рынок будет находиться и дальше в поиске новых решений – 2023 год не станет проще 2022, а значительное количество площадей только готовится к выводу на рынок. От того какие форматы будут лучше продаваться и какие управленческие решения будут приниматься на стороне девелоперов во многом зависит динамика развития или стагнации рынка. Тенденция к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с клиентом показывает, что появление гибких пространств, оптимизация и сокращение занимаемых площадей в совокупности с уходом части зарубежных компаний серьезно повлияли на рынок офисной недвижимости в России в последние полтора года, прежде всего в Москве. Еще одним трендом эксперты называют выход девелоперов и управляющих компаний за традиционные границы Property и Facility management.

ссылка на источник